Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию
Внеклассное мероприятие по правовому воспитанию
2 В класс
Тема: «Я и мои права»
Форма проведения: игра-викторина.
Цели :Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Развивать у детей умение работать с информацией. Воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация «Я имею право».
Ход мероприятия
1Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Упражнение: "Здравствуй, дружок!"
Здравствуй, дружок!
Давай улыбнемся и скажем: «Привет!»
Солнцу привет!
Гостям всем привет!
Вы готовы поработать? (дети: Да!)
Вы готовы отвечать? (дети: Да!)
Вы готовы, если надо,
Что-то вспомнить и узнать? (дети: Да!)
Ну а главное – готовы
Вы сегодня рассуждать? (дети: Да!)
Сегодня мы поговорим о том, что нужно знать и уметь человеку, чтобы хорошо чувствовать себя с другими людьми.
- Как же правильно вести себя, как должен жить человек в обществе?
Еще с пеленок вас учили этому ваши родители. Они говорили два слова: «можно» и «нельзя». Потом стали говорить: «Ты поступил хорошо» или «Ты поступил плохо». Вы слушали сказки и узнавали, что есть герои добрые и злые. Вы учились хорошим поступкам и определяли, как вы поступили, по оценке взрослых, по примерам сказочных героев. Каждому человеку нужен дом, семья, хорошее здоровье и многое другое. И не просто каждому человеку, не только взрослому, но и детям. Вам и многим другим детям всей планеты. Поэтому люди разных стран собираются вместе и решают важные для всего мира вопросы. Однажды на одном из таких собраний был принят документ, очень важный для всех детей. Произошло это 20 ноября 1989 года. Была принята «Конвенция о правах ребенка». Многие страны, в том числе и наша страна, подписали Конвенцию. А это значит, что государство должно постоянно заботиться о детях, защищать их и помогать в трудные минуты. Конвенция состоит из 54 статей, в каждой из которой говорится о каком-то праве ребенка. Взрослые люди также имеют много различных прав. Основные из них изложены во «Всеобщей Декларации прав человека». - Мы разберем некоторые ваши права.
2.Основная часть.
И так, начнем. Давайте разберемся в значении слова «право». Как вы думаете, что это слово означает? (ответы детей)
- Когда смысл или значение какого-либо слова нам не понятно, к каким источникам можно обратиться, чтобы найти значение слова
+ (ответы детей: в энциклопедии, толком словаре, в учебнике, спросить у взрослых)
- Я тоже нашла в словаре русского языка Ожегова несколько значений слова право, а какое из этих значений подходит к теме нашего занятия, давайте разберемся. Это и будет ваше первое задание.
Но мы с вами уделим особое внимание правам детей, потому что это особенные права. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Потому что в отличие от взрослых дети еще не могут сами себя защитить, если нарушаются их права, поэтому наше государство особое внимание уделяет соблюдению прав ребенка. Дети – это будущее наше и нашей страны.
- А теперь, следующее задание, в ходе которого вам предлагается вспомнить символы, обозначающие права, с которыми вы уже знакомы (учащимся представляются поочередно слайды, на которых представлены сюжетные картинки, соответствующие изученным правам ребенка (право на жизнь, право на жизнь в семье, право на медицинский уход, право на обучение, символ на уважение к правам другого человека, право на отдых).
Молодцы, ребята, вспомнили и правильно назвали права и символы к ним. А теперь давайте воспользуемся нашим правом на отдых и немного отдохнем.
Физкультминутка
3 Знакомство с памяткой.
У каждого ребенка на парте памятка , на доске увеличенная.
Мои права.
- На жизнь.
- На имя и гражданство.
- На родительскую заботу.
- На охрану здоровья.
- На жилье.
- На питание.
- На защиту от непосильного труда.
- На образование.
4 Разбор по плану.
1.На жизнь.
- Можно ли ребенка лишить жизни?
В Древней Спарте ребенка, родившегося слепым, сбрасывали со скалы. В Санкт-Петербурге в прошлом веке появилось много приютов для младенцев, в которых бедные родители клали в корзину и подбрасывали «добрым людям». А если в мороз добрых людей не оказывалось рядом, то ребенок замерзал.
Закрепление по сказкам «Колобок» (лиса нарушила право, лишила жизни Колобка) и «Красная Шапочка» (волк нарушил право).
2.На родительскую заботу.
У каждого ребенка есть своя семья. В семье может не быть достатка, она может ютиться в тесном доме. Но если семья дружная, то дети в такой семье очень счастливые. Пока ребенок не вырос, не окреп, он нуждается в заботе. Заботятся о вас близкие люди – ваши родители.
- Как семья заботится о вас?
Семья не только кормит, поит, одевает ребенка. Она помогает своему ребенку расти, взрослеть. Мамы готовят дочерей к взрослой жизни – учат стирать, готовить, шить. Папы готовят из мальчиков настоящих мужчин. Учат их быть сильными, мужественными.
Стихотворение: Если три человека идут вдоль реки,
А потом на воде стерегут поплавки,
Если три человека повсюду втроем,
Друг без друга не могут
Ни ночью, ни днем,
То они – эти три человека – семья.
Это папа и мама, и я.
3.На охрану здоровья.
- А если ребенок родится здоровым, и родители его любят, а потом вдруг заболеет, и жизнь его будет в опасности, чем тогда поможет Конвенция?
- Нужно бороться с болезнями, вовремя оказывать медицинскую помощь. А еще каждому ребенку нужно самому заботиться о своем здоровье.
-Как? (заниматься спортом, закаляться)
4.На жилье.
Разбор на примере сказки «Лиса и заяц» (лиса нарушила право, выгнала зайца из избушки, лишила его жилья)
5.На защиту от непосильного труда.
Разбор на примере сказки «Золушка».
Вывод: каждый ребенок должен дома помогать родителям в силу своих возможностей.
6.На образование.
Каждый день дети во всем мире отправляются в школу. Школа – часть нашей жизни. Без нее не прожить как без воздуха, без воды, без хлеба.
Каждое утро дети идут в школу и не испытывают при этом большой радости. Ведь учеба требует труда, а иногда и очень большого. У каждого из вас есть любимые предметы, а есть и нелюбимые. Но для образования нужно знакомство со всеми науками. Не в каждой стране дети имеют возможность ходить в школу. Во многих странах Африки дети работают в поле, ухаживают за животными. Они вынуждены это делать, чтобы помочь семье. В мире еще много неграмотных людей.
- А почему нельзя оставаться неграмотным?
Неграмотный человек ничего не знает и не умеет делать. Из-за человеческого невежества происходят катастрофы. Невежды губят природу: отравляют реки, заражают воздух. Они развязывают войны. Спасти от невежества может только образование.
7- Давайте, вспомним сейчас с вами художественные произведения, героев этих произведений и проговорим, какие права детей нарушались в этих сказках.
1. А. Н. Толстой «Приключения Буратино»
- Кто главный герой этой сказки?
- Что купил папа Карло для Буратино? Зачем?
- Где можно учиться?
- Каким правом воспользовался Буратино, когда пошел в школу?
Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
- С кем жили Кай и Герда?
- Как жилось им у бабушки?
- Что случилось с Каем?
- Какое право Кая нарушила Снежная королева?
Чтобы дети были счастливыми, они должны воспитываться в семье или с теми, кто будет о них хорошо заботиться. И никто не имеет права разлучить ребенка с семьей.
Русская народная сказка «Морозко»
С кем жила падчерица?
- Как относилась к ней мачеха, сестра, отец?
- Куда мачеха велела отвезти падчерицу?
- Какое право Настеньки она нарушила?
- кто побеждает в сказке добро или зло?
Конвенция о правах ребенка гарантирует право на жизнь.
К. И. Чуковский «Айболит»
- Кто такой Айболит?
-Чем он занимался?
- Какую обязанность по отношению к детям, выполняют врачи?
Да, ребята вы имеете право на медицинский уход, но вы и сами должны заботиться о своем здоровье. Что же вы обязаны делать? Заботиться о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим, хорошо питаться и заниматься спортом.
Ш. Перро «Золушка»
- Как относилась к Золушке мачеха?
- Что по дому делала золушка?
- Какое право Золушки нарушила Мачеха?
В Конвенции о правах ребенка записано право на отдых, и на защиту от злоупотребления детским трудом. Дети должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, но по мере своих сил и возможностей.
Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»
- Почему невзлюбили Гадкого утенка?
- Он виноват в том, что он таким родился?
- Какое право по отношению к Гадкому утенку нарушили обитатели птичьего двора?
- Имели ли они право обижать его? Почему?
Индивидуальность – великий дар природы. У всех у нас разные способности, привычки, характер. Но мы должны знать, что Конвенция выступает в защиту сохранения индивидуальности детей. Дети имеют право не быть как все, быть не похожими на других. Конвенция о правах ребенка призывает к уважению прав другого человека.
Молодцы, ребята, вы очень хорошо работаете. Переходим к следующему заданию.
8 Игра «Разрешается – запрещается»
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это … разрешается.
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают –
Это … запрещается.
С мамой дети жить должны,
Ей цветы всегда дарить –
Это … разрешается.
Здесь ремень вокруг дитя,
Как лента, извивается,
Бить, наказывать – всегда
Запрещается!
Вот ребенок груз несет,
Тащит, надрывается,
В детстве тяжкая работа
Запрещается!
Вместе дружно в мире жить.
С разными детьми дружить –
Это … разрешается.
Бегать, прыгать и учиться,
Если заболел – лечиться.
Это … разрешается.
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго … запрещается.
-
5. Итог мероприятия
Вот и подошло к концу наше мероприятие. Я очень рада, что вы остались довольны викториной. И были активны, эмоциональны до конца нашего занятия. В заключение, хочу раздать вам, ребята небольшие памятки, в которых отражены самые важные права детей, и сказать, что мы с вами будем продолжать изучать и знакомиться с правовыми нормами, чтобы знать о своих правах, и как защитить себя и своих близких.