Физика 8 класс урок № 38 » Н.Алдабергенов атындағы орта мектеп
«Жетісу облысы білім басқармасының
Ескелді ауданы бойынша білім бөлімі» мемлекеттік мекемесінің
«Нұрмолда Алдабергенов атындағы орта мектеп»
КММ
Приемная
+7(72836) 3-09-08
Бухгалтерия
+7(72836) 3-09-08
Версия для
слабовидящих
01
февраль
2022

Физика 8 класс урок № 38

Физика 8  класс              урок № 38 

Раздел 

долгосрочного плана:

8.3.А Постоянный электрический ток

Школа: 

СШ им. Н.Алдабергенова

Дата:  

01.02.22.

ФИО учителя: 

Шумакова С.Г.

Класс: 

8

Количество присутствующих: 

Количество отсутствующих:

Тема урока

Закон Ома для участка цепи.


Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

8.4.2.6 - применять закон Ома для участка цепи при решении задач.

Цели урока

Все учащиеся смогут сформулировать закон Ома для участка цепи и применять закон Ома  при решении задач достаточного уровня. 

Большинство учащихся смогут вывести зависимость силы тока от напряжения и силы тока от сопротивления опытным путем, решить задачи среднего уровня.

Некоторые учащиеся смогут решить задачу высокого порядка.

Критерии оценивания

Уровни мыслительных навыков

Учащиеся достигли цели обучения, если

Знание и понимание

Знают закон Ома для участка цепи, понимают его физический смысл.

Применение

Применяют закон Ома при решении задач.

Анализ, синтез, оценка

На основе анализа  экспериментальных данных  умеют обобщать, делать вывод.

Умеют обмениваться мнениями, оценивать других и себя.





Ход урока


Этапы урока

Действия учителя

Действия  учащихся

Формативное оценивание

Ресурсы

Начало урока


I. Организационный этап. Позитивный настрой на урок через эпиграф:

Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны. 

Эсхил

-Здравствуйте, ребята! Я рада  вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь, пошлите друг другу положительные эмоции! Выберите ту мордашку, которая соответствует вашему настроению в данный момент времени. У вас на столе лежат оценочные листы (приложение 1), куда вы будете вносить оценки за все ваши действия, а в конце выставите итоговую оценку за урок.

-Итак, на предыдущем уроке мы с вами изучили основные характеристики электрического тока, какие?

- Сила тока, напряжение, и сопротивление,

-Также установили зависимость между силой тока и напряжением. Какова это зависимость?

- Чем больше напряжение, тем больше сила тока, и наоборот: чем меньше напряжение, тем меньше сила тока.

-Правильно! А как называется такая зависимость?

- Прямо пропорциональная  зависимость!

-Что является графиком этой зависимости?

- Прямая! 

Но ведь у нас еще есть третья величина - сопротивление. И мы не знаем, как связаны эти величины. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока?

- Выяснить зависимость между тремя величинами: силой тока, напряжением и сопротивлением, установить закономерность. Научиться применять выведенный закон в решении задач.

- Все верно! Цель урока мы с вами поставили. И эту зависимость мы будем искать опытным путем.


2. Актуализация опорных знаний. «Вызов» (работа в парах)

Цель: подвести учащихся к формулировке темы урока.

-Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, давайте решим кроссворд  и отгадаем выделенное слово по вертикали. Вы в паре выполняете  эту работу самостоятельно с последующей проверкой.

Вопросы к кроссворду:

  1. Бывает положительным, бывает отрицательным. (Заряд)
  2. Как включают вольтметр в цепь? (Параллельно)
  3. Единицаизмеренияэлектрического заряда (количества электричества) в Международной системе единиц (СИ). (Кулон)
  4. Упорядоченное движение заряженных частиц. (Ток)
  5. Физическая величина, характеризующая электрическое поле, которое создаёт ток. (Напряжение)
  6. Единица напряжения. (Вольт)
  7. Прибор для измерения напряжения. (Вольтметр)
  8. Прибор для измерения силы тока. (Амперметр)

- Какое выражение мы получили?

- Закон Ома.

Итак, тема нашего сегодняшнего урока: « Закон Ома для участка цепи». 





Приветствуют друг друга.



Отвечают на вопросы учителя.















Формулируют цель урока.





Работают в парах. Решают кроссворд.
















Записывают тему урока.




ФО – комментарий учителя, эмоциональная поддержка.




























При верном разгадывании кроссворда каждый ученик получает 2 балла.








Презентация
































Раздаточный материал





Середи

на урока






















3.Изучение нового материала.  «Экспериментально – исследовательская работа» (Работа в группах)

Цель: Выяснить экспериментальным путем зависимость силы тока на участке цепи от сопротивления проводника.

– Для того чтобы найти зависимость между тремя величинами. Мы разделимся на 3 группы. Первая группа выяснит, как зависит сила тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка,  вторая - как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах.  А третья экспериментально докажет , что сила тока прямо пропорционально зависит от напряжения. А затем мы совместно сделаем общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от напряжения и сопротивления, т.е. решим основную задачу урока. 

На столах у вас есть все необходимое оборудование, а также схемы, инструкции по выполнению эксперимента     и таблицы, которые необходимо заполнить. (приложение 3).  Не забываем про технику безопасности при работе с электроприборами.

Итак:

На рабочем месте провода располагайте аккуратно, плотно соединяйте клеммы с приборами. 

После сборки всей электрической цепи, не включайте до тех пор, пока всё не проверит учитель. 

Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания. 

По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь.

1 группа

Инструкция по выполнению исследования

  1. Собрать схему, представленную на рисунке
  2. Изменяя напряжение в цепи (сначала подключить в цепь 1 батерею, затем 2), заполнить таблицу.
  3. Построить график зависимости силы тока от напряжения.


U, B

I, A

R, Ом



8



8



  • Группа

Инструкция по выполнению исследования

  1. Собрать схему, представленную на рисунке
  2. Изменяя сопротивление в цепи (сначала подключить в цепь сопротивление 1 Ом, затем, 2 Ом и 3 Ом соответсвенно) , заполнить таблицу.
  3. Построить график зависимости силы тока от сопротивления.


U, B

I, A

R, Ом

const



const



const







(Таблица и график каждой группы  на доске, учащиеся заполняют)


3 группа – выполняет исследование зависимости силы тока от напряжения с помощью электронного симулятора, строят вольт-амперную характеристику по полученным значениям.

Послушаем выводы 1 группы: С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении, т.е. при R = const,

I~ U.

Послушаем 2 группы: С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается, т.е. при

U = const, 

I ~ 1/R.

-Тогда сможем записать:

Мы     с вами получили математическую запись закона , который  читается так: «Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению». 

К таким же выводам в 1826 г. пришел учитель физики и математики Георг Симон Ом. И данная зависимость была названа законом Ома для участка цепи.

Просмотр видеоролика о биографии Г. Ома (2 минуты).

–Для чего же необходимо знать закон Ома? Пользуясь этим законом, мы можем рассчитать силу тока, зная напряжение и сопротивление, то есть, зная две величины, мы всегда можем найти третью. Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться «магическим домиком».


4. Формирование практических умений. Решение разноуровневых задач. (Индивидуальная работа)

Учащимся предлагается последовательно решить ряд задач от простого  - к сложному. В случае необходимости решение демонстрируется на доске.

Критерий:

Учащиеся применяют закон Ома при решении задач


Средний уровень: (1 балл за каждую строку)

1. Заполните пробелы в таблице:

U

R

I

220 В

44 Ом


120 В


0,5 А


30 Ом

0,6 А


Дескриптор:     учащиеся

  • Определяют силу тока;
  • Определяют сопротивление;
  • Определяют напряжение.


Достаточный уровень: (3 балла )


2. На рис. 49 представлен график зависимости силы тока от напряжения для трех различных проводников. Каково сопротивление каждого из них?

Дескриптор:

  • Определяет по графику соответствующие значения силы тока и напряжения;
  • Применяет закон Ома;
  • Определяет сопротивление проводника.


Высокий уровень: (4 балла)

4. По медному проводнику с поперечным сечением 3,5 мм2 и длиной 14,2 м идет ток силой 2,25 А. определите напряжение на концах этого проводника.




Учащиеся проводят исследование в группах. Делают обобщение и озвучивают вывод.
































































































Записывают закон Ома в тетради.







Просматривают видеоролик.















Учащиеся работают индивидуально с поддержкой учителя.


ФО –«Две звезды – одно пожелание».

Общекомандная оценка – 5 баллов максимально.





















































































































ФО в соответствии с набранными баллами по дескрипторам к решению задач.



Лабораторное оборудование, необходимое для исследования.

Маркеры, ватманы.




































































Электронный учебник «К и М» - физика 8 класс




























Видео:

https://www.youtube.com/watch?v=Gqp5EUOH2c0





















Сбоник самостоятельных и контрольных работ Л. Кирик




Раздаточный материал.
























Конец урока

Рефлексия «Анкета»:

Учитель возвращается к целям обучения, дает обратную связь учащимся по проделанной работе. Они рефлексируют свою деятельность на уроке через следующие вопросы:


- на уроке я работал…..

- своей работой на уроке я …

- урок для меня был…

- за урок я…

- материал урока мне был…


Домашнее задание:

Решить задачи:

1. Рассчитайте сопротивление проводника, используя рис.


2. Чему равно напряжения на резисторе, если его 

сопротивление 1 кОм, а сила тока в нем 1 мА?

3. Какой заряд  пройдет по проводнику сопротивлением 10 Ом за промежуток времени 10 мин, если он включен в цепь напряжением 220 В?


Подводят итог своей работы

По итогам урока ученик получает две оценки. Первую коллективную за работу в паре и группе, а также за активное участие на уроке.

Вторая оценка индивидуальная – за решение задач.

Презентация













Карточки с домашним заданием.





Прокомментировать
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Введите код с картинки:* Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив