Физика 8 класс урок № 38
Физика 8 класс урок № 38
Раздел долгосрочного плана: | 8.3.А Постоянный электрический ток | Школа: | СШ им. Н.Алдабергенова | ||||||||
Дата: | 01.02.22. | ФИО учителя: | Шумакова С.Г. | ||||||||
Класс: | 8 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: | ||||||||
Тема урока | Закон Ома для участка цепи. | ||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 8.4.2.6 - применять закон Ома для участка цепи при решении задач. | ||||||||||
Цели урока | Все учащиеся смогут сформулировать закон Ома для участка цепи и применять закон Ома при решении задач достаточного уровня. Большинство учащихся смогут вывести зависимость силы тока от напряжения и силы тока от сопротивления опытным путем, решить задачи среднего уровня. Некоторые учащиеся смогут решить задачу высокого порядка. | ||||||||||
Критерии оценивания |
|
Ход урока
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Формативное оценивание | Ресурсы | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока | I. Организационный этап. Позитивный настрой на урок через эпиграф: Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны. Эсхил -Здравствуйте, ребята! Я рада вас сегодня видеть! Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь, пошлите друг другу положительные эмоции! Выберите ту мордашку, которая соответствует вашему настроению в данный момент времени. У вас на столе лежат оценочные листы (приложение 1), куда вы будете вносить оценки за все ваши действия, а в конце выставите итоговую оценку за урок. -Итак, на предыдущем уроке мы с вами изучили основные характеристики электрического тока, какие? - Сила тока, напряжение, и сопротивление, -Также установили зависимость между силой тока и напряжением. Какова это зависимость? - Чем больше напряжение, тем больше сила тока, и наоборот: чем меньше напряжение, тем меньше сила тока. -Правильно! А как называется такая зависимость? - Прямо пропорциональная зависимость! -Что является графиком этой зависимости? - Прямая! Но ведь у нас еще есть третья величина - сопротивление. И мы не знаем, как связаны эти величины. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? - Выяснить зависимость между тремя величинами: силой тока, напряжением и сопротивлением, установить закономерность. Научиться применять выведенный закон в решении задач. - Все верно! Цель урока мы с вами поставили. И эту зависимость мы будем искать опытным путем. 2. Актуализация опорных знаний. «Вызов» (работа в парах) Цель: подвести учащихся к формулировке темы урока. -Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, давайте решим кроссворд и отгадаем выделенное слово по вертикали. Вы в паре выполняете эту работу самостоятельно с последующей проверкой. Вопросы к кроссворду:
- Какое выражение мы получили? - Закон Ома. Итак, тема нашего сегодняшнего урока: « Закон Ома для участка цепи». | Приветствуют друг друга. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель урока. Работают в парах. Решают кроссворд. Записывают тему урока. | ФО – комментарий учителя, эмоциональная поддержка. При верном разгадывании кроссворда каждый ученик получает 2 балла. | Презентация Раздаточный материал | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Середи на урока | 3.Изучение нового материала. «Экспериментально – исследовательская работа» (Работа в группах) Цель: Выяснить экспериментальным путем зависимость силы тока на участке цепи от сопротивления проводника. – Для того чтобы найти зависимость между тремя величинами. Мы разделимся на 3 группы. Первая группа выяснит, как зависит сила тока от напряжения на участке цепи при постоянном сопротивлении этого участка, вторая - как сила тока зависит от сопротивления проводника, при постоянном напряжении на его концах. А третья экспериментально докажет , что сила тока прямо пропорционально зависит от напряжения. А затем мы совместно сделаем общий вывод о том, как зависит сила тока одновременно от напряжения и сопротивления, т.е. решим основную задачу урока. На столах у вас есть все необходимое оборудование, а также схемы, инструкции по выполнению эксперимента и таблицы, которые необходимо заполнить. (приложение 3). Не забываем про технику безопасности при работе с электроприборами. Итак: На рабочем месте провода располагайте аккуратно, плотно соединяйте клеммы с приборами. После сборки всей электрической цепи, не включайте до тех пор, пока всё не проверит учитель. Все изменения в электрической цепи можно проводить только при выключенном источнике электропитания. По окончании работ отключите источник электропитания и разберите электрическую цепь. 1 группа Инструкция по выполнению исследования
Инструкция по выполнению исследования
(Таблица и график каждой группы на доске, учащиеся заполняют) 3 группа – выполняет исследование зависимости силы тока от напряжения с помощью электронного симулятора, строят вольт-амперную характеристику по полученным значениям. Послушаем выводы 1 группы: С увеличением напряжения сила тока в проводнике возрастает при постоянном сопротивлении, т.е. при R = const, I~ U. Послушаем 2 группы: С увеличением сопротивления проводника сила тока уменьшается, т.е. при U = const, I ~ 1/R. -Тогда сможем записать: Мы с вами получили математическую запись закона , который читается так: «Сила тока на участке цепи прямо пропорциональна напряжению на концах этого участка и обратно пропорциональна его сопротивлению». К таким же выводам в 1826 г. пришел учитель физики и математики Георг Симон Ом. И данная зависимость была названа законом Ома для участка цепи. Просмотр видеоролика о биографии Г. Ома (2 минуты). –Для чего же необходимо знать закон Ома? Пользуясь этим законом, мы можем рассчитать силу тока, зная напряжение и сопротивление, то есть, зная две величины, мы всегда можем найти третью. Для запоминания формулы закона Ома и последующего его применения для решения задач лучше пользоваться «магическим домиком». 4. Формирование практических умений. Решение разноуровневых задач. (Индивидуальная работа) Учащимся предлагается последовательно решить ряд задач от простого - к сложному. В случае необходимости решение демонстрируется на доске. Критерий: Учащиеся применяют закон Ома при решении задач Средний уровень: (1 балл за каждую строку) 1. Заполните пробелы в таблице:
Дескриптор: учащиеся
Достаточный уровень: (3 балла ) 2. На рис. 49 представлен график зависимости силы тока от напряжения для трех различных проводников. Каково сопротивление каждого из них? Дескриптор:
Высокий уровень: (4 балла) 4. По медному проводнику с поперечным сечением 3,5 мм2 и длиной 14,2 м идет ток силой 2,25 А. определите напряжение на концах этого проводника. | Учащиеся проводят исследование в группах. Делают обобщение и озвучивают вывод. Записывают закон Ома в тетради. Просматривают видеоролик. Учащиеся работают индивидуально с поддержкой учителя. | ФО –«Две звезды – одно пожелание». Общекомандная оценка – 5 баллов максимально. ФО в соответствии с набранными баллами по дескрипторам к решению задач. | Лабораторное оборудование, необходимое для исследования. Маркеры, ватманы. Электронный учебник «К и М» - физика 8 класс Видео: https://www.youtube.com/watch?v=Gqp5EUOH2c0 Сбоник самостоятельных и контрольных работ Л. Кирик Раздаточный материал. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока | Рефлексия «Анкета»: Учитель возвращается к целям обучения, дает обратную связь учащимся по проделанной работе. Они рефлексируют свою деятельность на уроке через следующие вопросы: - на уроке я работал….. - своей работой на уроке я … - урок для меня был… - за урок я… - материал урока мне был… Домашнее задание: Решить задачи: 1. Рассчитайте сопротивление проводника, используя рис. 2. Чему равно напряжения на резисторе, если его сопротивление 1 кОм, а сила тока в нем 1 мА? 3. Какой заряд пройдет по проводнику сопротивлением 10 Ом за промежуток времени 10 мин, если он включен в цепь напряжением 220 В? | Подводят итог своей работы | По итогам урока ученик получает две оценки. Первую коллективную за работу в паре и группе, а также за активное участие на уроке. Вторая оценка индивидуальная – за решение задач. | Презентация Карточки с домашним заданием. |